«Новая церковная экономика»


Несколько месяцев назад пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сообщила, что «в Красном зале Храма Христа Спасителя Патриарх Кирилл встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Во встрече приняли участие председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества МП протоиерей Всеволод Чаплин, зампред ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых), секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе П.Шашкин, а также студенты Московской школы управления «Сколково».

Глобальная группа по лидерству (The forum of young global leaders) была создана при Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2005 году, в ее состав входят более 700 руководителей со всего мира не старше 40 лет. Во время встречи Патриарху Кириллу было передано приглашение посетить Давос – от руководителя Давосского форума К.Шваба.


Известный аналитик В.Семенко в статье «Сохранять духовную трезвость» пишет:

«Это чисто глобалистская структура, не подчиняющаяся ни одному из национальных правительств. Кстати, поищите в Интернете ссылки на эту "глобальную группу по лидерству" – не найдете ни одной! Стало быть, эта структура Давосского форума создана специально под "диалог" с РПЦ? Или она такая тайная, что ссылки отсутствуют по определению? Но почему тогда в данном конкретном случае они всплывают в большом количестве? А если все же структура не такая тайная, то где искомые ссылки?».

Еще одна цитата автора: «В рамках действующего при Святейшем Патриархе Клуба православных предпринимателей (чьи представители, кстати, участвовали в семинарах по "православному банкингу", проводимых при участии Банка Ватикана) подготовлен некий документ по этике бизнеса, которому расточает похвалы сам Юргенс – знаковая фигура современной российской политики, представитель крайне либерального ее крыла, можно сказать, либеральный радикал! Кстати, в названии доклада присутствуют два ключевых слова всего проекта – "духовность", "духовные основы" и "модернизация". Вспомним: "богословие модернизации" и т.д.

В связи со всем этим возникают следующие вопросы: означает ли внедрение на территорию России Банка Ватикана (чье руководство обвиняется итальянской прокуратурой в уголовных преступлениях), внедрение, осуществляемое при прямом посредстве РПЦ, возможность последующего аффилирования (присоединения – прим.) капиталов сей финансовой структуры и соответствующих структур РПЦ (например, банка "Пересвет")? Озабочены ли при этом заинтересованные лица чистотой происхождения внешних капиталов? Имеет ли какое-либо отношение сия финансовая коллизия к финансированию строительства "шестисот быстровозводимых храмов шаговой доступности"? Если нет, то из каких источников и через чье посредство осуществляется финансирование сего богоспасаемого проекта?».

В российских СМИ Юргенса называют идеологом всех реформ, проводимых президентом РФ Д.Медведевым. Недавно он заявил, что «модернизации России мешают русские».

В этой связи отец Александр Ильяшенко, например, отметил:

«Я считаю, что слова о дегенерации и дебилизации русского народа должны стать предметом разбирательства в соответствующих судебных инстанциях».

А вот комментарий отца Георгия Белодурова, сотрудника миссионерского отдела Тверского епархиального управления:

«Если идеалом модернизации являются жизнь в Куршавеле, гомосексуальная и педофильная "свобода", то достижение этого идеала окончательно погубит наш народ. У русских пока осталось еще какое-то внутреннее чувство правды и стыдливости, которое, по-видимому, и мешает проведению преобразований, декларируемых Юргенсом. Я рад, что в России активно реагируют на подобного рода публичные высказывания. Поскольку "быдло", то есть стадо, всю эту либеральную чушь проглотило бы молча».

Портал «Интерфакс-Религия» сообщил об учреждении первого эндаумент-фонда как основания «новой церковной экономики» для финансирования деятельности Московского Патриархата. Заработанные фондом деньги будут направляться на просветительско-образовательные проекты, развитие духовного образования и церковной науки, финансирование деятельности ОВЦС МП, на общецерковную аспирантуру, на восстановление комплекса Черниговского подворья в центре Москвы, которое было передано Патриархом на баланс аспирантуре.

Участвующий в создании фонда бизнесмен Л.Севастьянов, финансовый помощник главы ОВЦС МП митрополита Илариона, объяснил, что цель фонда – «сохранение прибыли в 10% годовых от эндаумента, то есть от суммы денег, которая находится в обороте. Мы уже привлекли 50 миллионов долларов, но рассчитываем на увеличение этого эндаумента в ближайшее время».

В частности, РПЦ рассчитывает в том числе и на помощь «православных бизнесменов», фигурантов «золотой сотни» «Forbes». Бизнесмен подчеркнул, что если данный опыт будет успешен, то, «как принято за рубежом, эндаументы будут у всех церковных подразделений, а в идеале – и у каждого прихода. Пока это наше ноу-хау».

Л.Севастьянов также сообщил, что фонд «создается по инициативе владыки Илариона и по благословению Святейшего Патриарха: можно сказать, что мы действуем строго в рамках церковного послушания (присоединения. – прим.) и непосредственно руководствуемся пожеланиями Святейшего Патриарха». Для извлечения прибыли фонд намерен вкладывать средства в российскую экономику: «депозиты, недвижимость, облигации и так далее», а также в «религиозный туризм, прежде всего для иностранцев».

Отметим, что Л.Севастьянов является также руководителем Православного благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова, учрежденного по благословению Патриарха Кирилла и призванного поддерживать инициативы архиепископа Илариона по сотрудничеству с Западом для защиты христианских ценностей.

Протодиакон Андрей Кураев выразил мнение, что «данная модель церковной экономики была принята в XIX веке. Все пожертвования лежали в банке, на них капал процент, и эти деньги – целевым образом – тратились на приют для девочек-сирот и другие нужды. И сейчас Церковь должна отходить от громких разовых пожертвований, которые делаются в приступе благочестия. Церкви нужны стабильные деньги, не зависящие от политической ситуации».

Впервые эндаументы возникли в США для финансирования образовательных учреждений. Ватикан также имеет свой эндаумент-фонд, составляющий около 770 млн. долларов.

О.Четверикова в статье «Опасные игры с Ватиканом: вперед, к православному "банкингу"!» справедливо отмечает:

«Для православного человека тема эта является крайне необычной, поскольку в его сознании деятельность современного банка как учреждения, существующего за счет взимания процента, испокон веков осуждаемого Церковью, плохо, мягко выражаясь, согласуется с христианской этикой.

Совершенно очевидно, что эта тема навязывается обмирщенным католицизмом в целях приобщения нас к продвинутому, модернизированному пониманию современных процессов... У нас уже широко распространены такие немыслимые словосочетания, как "православная политика", "православное предпринимательство". Теперь же теоретики от религии превзошли самих себя, введя понятие "христианский банкинг"».

В другой своей статье – «Что нам готовит "этичный бизнес"...» – этот же автор пишет:

«Одним из важнейших направлений крайне усилившейся в последнее время идейной экспансии католицизма в Россию является приобщение РПЦ к коммерческому восприятию христианской миссии, при котором религия и бизнес настолько сливаются, что провести между ними четкую грань оказывается уже невозможным. Если для Ватикана, представляющего собой крупнейшую финансово-политическую структуру, этот процесс является совершенно естественным, то для Православия это означает полное извращение истинной системы ценностей».

Некоторые комментарии темы «православного банкинга» в интернет-пространстве:
  • «Православные» предприниматели пытаются протащить под маркой «Православия» обычное ростовщичество, загримировав его под какой-то «banking»;
  • Можно ли создать православный публичный дом? В категориях высокой нравственности? Лично я никак не могу представить себе православные нормы в практике конкурентной борьбы. Если с процентами еще можно как-то решить, то с конкуренцией как быть? Будем грабить друг друга строго по заповедям? Сам принцип выгоды, на котором стоит банковская система, противоположен христианской вере;
  • Православное ростовщичество – очень православно. Хотя бы потому, что исламское исламно. Может и верблюд в игольное ухо пролезть, если правильно обоснует необходимость этого;
  • Всегда Церковь Свою Господь питал и питает Сам. Вспомним преподобного Сергия Радонежского, ропот на него братии монастыря, его запрет даже просить. Полностью упование только на Господа. И Господь посылал. Посылает и сейчас всем верным Своим чадам. Создание «новой церковной экономики» – это антиправославный шаг и нашей Церкви только во вред;
  • Новый мировой порядок победил окончательно и безповоротно. И Церковь встраивается в него, теперь уже экономически. Правда, для этого придется попрать не только ряд церковных канонов, но и целое святоотеческое богословие. Ибо буквально все Святые Отцы жестко обличали ростовщичество. Придется создавать «новое богословие»…

По словам Л.Севастьянова, «Церковь в каком-то смысле – попрошайка. Однако ситуация будет меняться. Церковь, во-первых, будет иметь свои активы, для этого ей возвращают недвижимость. Во-вторых, Церковь будет работать на финансовом рынке».

Комментарий О.Четвериковой:

«Понимая Церковь не как сообщество верующих во Христа, а как институт и юридическое лицо, финансовый советник допускает смещение понятий. Во-первых, церковное имущество названо "активами", а "активы" – это экономический термин, означающий ресурсы, от которых компания ожидает экономической выгоды. Во-вторых, определяется новая функция Церкви как института – "работать на финансовом рынке"».

Термин «православный банкинг» предложил утвердить Клуб православных предпринимателей, понимая под этим «незамутненную моральную чистоту в отношениях с клиентами». О.Четверикова полагает, что это словесная завеса для лукавого обоснования права на взимание процента, что традиционно осуждалось Церковью как грех. Ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе П.А. Шашкин считает иначе: Церковь не возражает против банковского процента, «если он является разумным».

О.Четверикова:

«Запреты на занятие ростовщичеством содержатся и в Библии, и в учении Святых Отцов, и эти запреты абсолютны, вне зависимости от того, высоким или низким (то есть "разумным") является получаемый процент. Церковные каноны устанавливали запреты на ростовщичество по отношению к клирикам, подлежащим за его нарушение извержению или отлучению. Об этом говорят: 44-е Апостольское правило, 17-е правило I Вселенского Собора, 10-е правило VI Вселенского Собора и др.».

Также автор отметила бросающийся в глаза факт: новая церковная экономика «носит открыто элитарный характер, ее средства идут на финансовую поддержку не паствы и наиболее нуждающихся прихожан, а совершенно определенных церковных структур».

В конце марта текущего года на расширенном заседании Клуба православных предпринимателей отец Всеволод Чаплин подчеркнул: «…Важно показать обществу пример честности, духовности бизнеса». А президент Клуба православных предпринимателей, генеральный директор Института экономических стратегий РАН А.Агеев, комментируя порталу «РНЛ» итоги круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты» (в рамках XIX Международных Рождественских чтений), заметил: «Странно, что кого-то смущает тема православного банкинга…».

Как бы то ни было, вышеизложенные вопросы – не праздные, и поставлены они, как пишет В.Семенко, «в надежде услышать на них взвешенные ответы от тех облеченных высоким саном лиц Церкви, которым вверена совершенно особая, архипастырская ответственность за ее судьбу».

KRYPTOCIDE